Исследовательским коллективом из Республики Башкортостан на основе обобщения результатов наблюдения за специфической активностью деструктивных, социально изолирующих сообществ – сектантской и сходной направленности – отмечаются лингвистически отнесённые особенности коммуникаций среди участников подобных групп. Поскольку деятельность данной категории сообществ в настоящий момент активизируется и приобретает новые черты, находит новую целевую аудиторию, в том числе среди несовершеннолетних – и преподаватели Башкирского Государственного Университета, и привлекаемые к проекту студенты считают изучение подобных явлений особенно значимым направлением среди приоритетных исследовательских инициатив университета. В ходе бесед предметной, а также неспецифической тематики, изучения выступлений активистов сект и других сообществ социально изолирующего, энтропийно ориентированного характера, а также анализа печатной продукции данных сообществ участники исследовательского проекта выявили ряд особенностей вербальной коммуникации, отличающих здесь и индивидуальный вербальный обиход, и корпоративно принятые традиции. Обращает на себя внимание искажение, огрубление структурной и иерархической организации вербально-коммуникативного, вербально-интеллектуального ресурса деятельности участников подобных сообществ, изменение их стимульной чувствительности к определённым вербальным рядам. Наблюдаемые и обобщаемые исследователями признаки обеднения, огрубления как аудирования, так и издательского компонента вербального обихода изучаемых групп населения не только коррелируют с процессами распада вербального интеллекта и социально-вербального иммунитета участников, – но и могут служить для диагностики сходных состояний, процессов, тенденций в социально значимых ситуациях.
Рыбаков Д.Г. 1, Рыбакова Е.В. 2, Султанова Р.М. 3, Гаязова Г.А. 3 ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В СЕКТЫ И ИНЫЕ ДЕПРЕССИВНЫЕ, ЭНТРОПИЙНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ СООБЩЕСТВА // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – № 3;
URL: pem.esrae.ru/13-162 (дата обращения:
16.11.2024).