Q-методология впервые была представлена Уильямом Стефенсоном (WilliamStephenson, 1935a), физиком (Ph.D. 1926, UniversityofDurham) и психологом (Ph.D. 1929, UniversityofLondon), являющимся последним ассистентом Чарльза Спирмена – разработчика факторного анализа.
Длительный период времени Q-метод отвергался научным сообществом и далеко не сразу стал применяться в общественных науках. Прошло более полувека, прежде чем Q-методология приоб-рела статус «новой» или «инновационной» методики, способной помочь в изучении поведения человека.
В статье даётся краткий обзор этапов возникновения, разви-тия и современного состояния применения принципов Q-методологии. Приведён пример исследования Стефенсона, отра-жающий разницу в результатах применения Q- и R-подходов. От-мечены отличия между Стефенсоновской «Q-методикой» и ее ло-гическим основанием, называемом «Q-методология».